Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

ОВЗ_АООП НОО для детей с ЗПР 7.1

 

АООП НОО для детей с ЗПР 7.1

 

 

Содержание

1.

Целевой раздел

 

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………………………………...

3

1.2.

Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой

психического развития адаптированной основной общеобразовательной

 

программы начального общего образования…………………………………………...

 

 

8

1.3.

Система оценки достижения обучающимися с задержкой психического

развития планируемых результатов освоения адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования………………….

 

 

11

2.

Содержательный раздел

 

2.1.

Программа формирования универсальных учебных действий………………………..

12

2.2.

Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области……..

12

2.3.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания……………………………

13

2.4.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни………………………………………………………………………………

 

13

2.5.

Программа коррекционной работы……………………………………………………...

13

3.

Организационный раздел

 

3.1.

Учебный план……………………………………………………………………………..

19

3.2.

Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования…………………………………………...

 

20

 

 

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) –это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Данная образовательная программа разработана на основе:

• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.№273-Ф3;

•Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от19.12.2014г. №1598);

•Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития;

•Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26;

• Нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования;

• Устава МБОУ СОШ №61 им. Н.М. Иванова

Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).

Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:

• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;

• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;

• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;

• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;

•участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

•включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).

В основу АООП НОО  обучающихся с ОВЗ (ЗПР) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Применение дифференцированного подхода предполагает учет особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР), которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования, и предоставление  обучающимся  возможности реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход в  МБОУ СОШ №61 основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием, и строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ (ЗПР) младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

Реализация деятельностного подхода обеспечивает:

u   придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

u   прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

u   существенное   повышение   мотивации   и   интереса   к   учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения.

В основу АООП НОО  обучающихся с ОВЗ (ЗПР) МБОУ СОШ№ 61 заложены следующие принципы:

- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

-  онтогенетический принцип;

- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ (ЗПР) ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического развития;

- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ? «образовательной области»;

- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

- принцип сотрудничества с семьей.

Общая характеристика АООП НОО обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития)

АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучения обучающихся с ОВЗ (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) обеспечивает   коррекционную направленность всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и  групповых коррекционных занятий,     особое структурирование содержания обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции.

АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит требования к:

- структуре АООП НОО,

- условиям ее реализации,

- результатам освоения.

АООП НОО обучающихся с ОВЗ (ЗПР) содержит:

·  пояснительную записку;

·  планируемые     результаты       освоения обучающимися с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;

·  систему оценки достижения обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования;

·  программу формирования универсальных учебных действий;

·  программу учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области;

·  программу духовно-нравственного развития и воспитания;

·  программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

·  программу коррекционной работы;

·  программу внеурочной деятельности;

·  учебный план;

·  систему условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Реализация АООП НОО для детей с ОВЗ предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья. Сроки получения начального общего образования обучающимися с ОВЗ (ЗПР) могут быть пролонгированы с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития каждой категории обучающихся. Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, в порядке, установленном законодательством РФ.

В процессе всего школьного обучения сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного варианта АООП НОО на другой осуществляется на основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей).

Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО ОВЗ не должна служить препятствием для выбора или продолжения освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство чтения, письма, арифметических навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие освоению программы в полном объеме. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО специалисты, осуществляющие его психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру Программы коррекционной работы соответствующим направлением работы. В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со сверстниками обучающийся с ЗПР направляется на комплексное обследование в ТПМПК с целью выработки рекомендаций родителям и специалистам по его дальнейшему обучению и необходимости перевода на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей.

Общий подход к оценке знаний и умений, составляющих предметные результаты освоения АООП НОО ОВЗ сохраняется в его традиционном виде. При этом, обучающийся с ЗПР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Текущая, промежуточная и итоговая  аттестация  на  ступени  начального  общего  образования проводится с учетом возможных специфических трудностей ребенка с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО ОВЗ обучающихся с ЗПР   делается на основании положительной индивидуальной динамики.

Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП НОО ОВЗ в соответствии с рекомендациями ТПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР - это   дети, имеющие   недостатки   в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся обучающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.

АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.

Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся:

- получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося с ОВЗ;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;

-психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.

Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1), характерны следующие специфические образовательные потребности:

-   адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;

-   обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических  процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

-   комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

-   организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

-   учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для  разных категорий обучающихся с ЗПР;

-   профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

-   постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

-   обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

-   постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

-   постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

-   специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

-   постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

-   использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

-   развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

-   специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

-   обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции,

 

1. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ) АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 7.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП НОО (вариант 7.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) соответствует ООП НОО Школы. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 7.1) дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в психофизическом развитии:

- содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,

 -оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика),

 - объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления отклонений развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 7.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО Школы.  Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 7.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционно-развивающей области) должны отражать сформированность социальных (жизненных) компетенций в различных средах:

1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

-    в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

-    в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

-    в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

-    в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

-    в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

-    в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

-    в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

-    в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

-    в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

-    в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

-    в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

-    в расширении знаний правил коммуникации;

-    в расширении и обогащении опыта коммуникации реб?нка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

-    в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

-    в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

-    в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

-    в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

-    в освоении культурных форм выражения своих чувств.

4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

-    в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

-    в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

-    в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

-    в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;

-    в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

-   в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

-    в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

-    в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

-    в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

-    в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

-    в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

-    в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

-    в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

-    в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

-    в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

-    в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

-    в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

-          в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

-          в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы должны отражать результаты специальной поддержки освоения АООП НОО (вариант 7.1):

-    способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

-    способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

-    способность к наблюдательности, умение замечать новое;

-    овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

-    стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

-    умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;

-   осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; оценивать процесс и результат деятельности;

-    сформированные в соответствии с требованиями к результатам освоения АООП НОО предметные, метапредметные и личностные результаты;

-    сформированные в соответствии АООП НОО универсальные учебные действия.

Требования к результатам освоения программы коррекционной работы конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 7.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 7.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы.

 

1.3. Система оценки достижения планируемых

результатов освоения АООП НОО

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП НОО вариант 7.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на специальные условия проведения оценки результатов освоения АООП НОО, что включают:

 1) особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;

 2) привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся  наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

3) присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

4) адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами);

5) при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

6) при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

7) увеличение времени на выполнение заданий;

8) возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

9) недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 7.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).

Оценка достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся. Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы целесообразно осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;

3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.

осуществляется:

- с помощью мониторинговых процедур (стартовая, текущая и финишная диагностика),

-  метода экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПк), работающих с ребенком.

Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонения в развития. В случаях стойкого отсутствия положительной динамики в результатах освоения программы коррекционной работы обучающийся с согласия родителей (законных представителей) направляется на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание программы коррекционной работы. Результаты освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы не выносятся на итоговую оценку.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

1. Программа формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с ЗПР вариант  7.1.  соответствует ООП НОО МБОУ СОШ №61 им. Н.М. Иванова.

2. Рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО МБОУ СОШ №61 им. Н.М. Иванова .

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует ООП НОО МБОУ СОШ №61 им. Н.М. Иванова .

4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП НОО МБОУ СОШ №61 им. Н.М. Иванова .

 

2.1 Программа коррекционной работы

 

 Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598;

- Устав Школы.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ЗПР:

- обучение в общеобразовательном классе по АОП;

-обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения;

-организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами сопровождения Школы.

Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебно-образовательного процесса:

·  через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);

·   в рамках внеурочной деятельности, в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий со специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед) по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения; развитие

познавательной деятельности и целенаправленное формирование ВПФ; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекции нарушений устной речи, коррекции нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям;

Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 7.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ЗПР), в том числе детей – инвалидов.

Задачи программы:

- своевременное выявление детей с ЗПР;

-определение особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом и речевом развитии;

-определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

-создание условий, способствующих освоению категории обучающихся АООП НОО, их интеграции в Школе;

-осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи категории обучающихся с уч?том особенностей их психического, речевого и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;

-организация индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего воздействия (занятий) по преодолению недостатков психического, речевого и (или) физического развития, оказанию помощи в освоении АООП НОО;

 -  разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

-  Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

- Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 -  Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

- Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

- Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы).

Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ТПМПК. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение, должны оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений. В случае нарастания значительных стойких затруднений в обучении, взаимодействии с учителями и обучающимися школы (класса) обучающийся с ЗПР направляется на комплексное психолого-медико-педагогическое обследование с целью выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.

Этапы реализации программы коррекционной работы:

1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.

2. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результат: внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные направления, которые отражают ее содержание:

O диагностическая работа;

O коррекционно-развивающая работа;

O консультативная работа;

O информационно-просветительская работа.

(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.) Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.

Диагностическая работа включает:

- раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

- комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов Школы;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

-изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания реб?нка;

-  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития реб?нка;

- анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям, способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Коррекционно-развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

-  коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Информационно-просветительская работа предусматривает :

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагога-психолога,  учителя-логопеда, социального педагога) и школьного психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПК), которые входят в его постоянный состав. Школьный ПМПК является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ПМПК ежегодно утверждается приказом директора Школы.

Основные требования к условиям реализации программы:

O психолого-педагогическое обеспечение;

O программно-методическое обеспечение;

O кадровое обеспечение;

O материально-техническое обеспечение.

 

Психолого-педагогическое обеспечение

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,

вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:

- адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования,

- коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,

- в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных образовательных программ.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую профессиональной подготовку. В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:

-  наличие отдельного кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)

-  наличие отдельного кабинета для логопедических занятий (1)

- наличие кабинета для занятий ритмикой (1)

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

 

Планируемые результаты коррекционной работы с обучающимися

с задержкой психического развития

на ступени начального общего образования

 

Удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с задержкой психического развития:

• успешно  адаптируется  в образовательном учреждении;

• проявляет познавательную активность;

• умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать волевые усилия к решению поставленных задач;

• имеет сформированную учебную мотивацию;

• ориентируется на моральные нормы и их выполнение;

• организует и осуществляет сотрудничество с участниками образовательной деятельности.

 

Коррекция негативных тенденций развития учащихся:

·  дифференцирует информацию различной модальности;

·  соотносит  предметы в соответствии с их свойствами;

·  ориентируется в пространственных и временных представлениях;

·  владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения информации;

·  выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);

·  адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;

·  работает по алгоритму, в соответствии с установленными правилами;

·  контролирует  свою деятельность;

·  адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;

·  понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и чувства других людей;

·  контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и самоконтроля;

·  владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;

·  строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи;

·  использует навыки невербального взаимодействия;

·  выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации, пользуется формами речевого этикета;

·  использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

·  Развитие речи, коррекция нарушений речи:

·  правильно произносит и умеет дифференцировать все звуки речи; 

·  владеет представлениями о звуковом составе слова и выполняет все виды языкового анализа;

·  имеет достаточный словарный запас по изученным лексическим темам, подбирает синонимы и антонимы, использует все части речи в процессе общения;

·  правильно пользуется грамматическими категориями;

·  правильно пишет текст по слуху без дисграфических ошибок, соблюдает пунктуацию;

·  правильно читает текст целыми словами, пересказывает его и делает выводы по тексту;

·  активно пользуется речью в процессе общения с окружающими, использует речь для передачи информации собеседнику, задает вопросы, владеет диалогической и монологической речью.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебный план АООП НОО Учебный план АООП НОО вариант 7.1 (обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.

 

План внеурочной деятельности

 

План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

- СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

- СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:

- спортивно-оздоровительное

- общекультурное

- общеинтеллектуальное

- духовно-нравственное

- социальное.

Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область.

Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА. Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа. Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения. Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.

Календарный учебный график

Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП НОО школы.

 

3.2.  СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР

С целью сохранения единого образовательного пространства  требования к условиям получения образования обучающимися с ЗПР, представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации адаптированной основной образовательной программы и достижения планируемых результатов этой категорией обучающихся.

3.2.1. Кадровые условия

В штат специалистов МБОУ СОШ №61, реализующей АООП НОО для детей с ЗПР входят учителя начальных классов, учитель музыки, учитель физической культуры,  учителя английского языка, педагог - психолог, логопед, социальный педагог.

Основная часть педагогов ,  в том числе реализующие программу коррекционной работы АООП НОО ОВЗ, имеют высшее профессиональное образование по специальности  «Педагогика и методика начального образования». Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

3.2.2. Материально-технические условия

Материально-техническое    обеспечение    заключается     в    создании     надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их пребывания,  обучения  в  Школе  (архитектурная  среда для  обучающихся  с  ОВЗ),  также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:

наличие - кабинета для занятий с педагогом-психологом (1)

• наличие кабинета для логопедических занятий (1)

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с ЗПР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения процесса образования  отражена специфика требований к:

-   организации пространства, в котором обучается ребенок с ЗПР;

-   организации временного режима обучения;

-   техническим средствам обучения, включая компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;

-   учебникам, рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся с ЗПР и позволяющих реализовывать выбранный вариант программы.

Требования к организации пространства

Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), МБОУ СОШ №61 соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности:

u   к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);

u   к обеспечению санитарно-бытовых (наличие оборудованных гардеробов, санузлов и т.д.) и социально-бытовых условий (наличие   оборудованного рабочего места, учительской и т.д.);

u   к соблюдению пожарной и электробезопасности;

u   к соблюдению требований охраны труда;

u   к соблюдению своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.

Материально-техническая база реализации АООП НОО для детей с ЗПР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников МБОУ СОШ №61, предъявляемым к:

u   участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование);

u   зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания);

u   помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест);

u   помещениям для осуществления образовательного и коррекционно-развивающего процессов: классам, актовому, физкультурному залам;

u   кабинетам медицинского назначения;

u   помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания;

u   туалетам, коридорам и другим помещениям.

Важным условием организации пространства, в котором обучаются обучающиеся с ОВЗ (ЗПР), является наличие доступного пространства, которое позволяет воспринимать максимальное количество сведений через аудио-визуализированные источники, удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования образовательной организации, расписании уроков, изменениях в режиме обучения, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.

Каждый класс оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу.

Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ОВЗ является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания педагога.

Требования к организации временного режима

Временной режим образования обучающихся с задержкой психического развития (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации («Правилами внутреннего распорядка МБОУ СОШ №61).

Требования к техническим средствам обучения и оборудованию учебных кабинетов

Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.

Информационно-образовательная среда МБОУ СОШ №61 включает в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски и др.).

Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе спортивной деятельности. Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного оборудования для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.

Имеется в наличии следующее оборудование:

- стенка гимнастическая

-кольца гимнастические

-щиты баскетбольные

-скамья для пресса

-доска для пресса

-скамейка гимнастическая

-упоры для отжиманий

-канат для лазанья (гимнастический)

-стол теннисный

-стойка с планкой для прыжков в высоту

 

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам

Учет особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования учебников, адресованных данной категории обучающихся.

Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ, возможно использование рабочих тетрадей на печатной основе (включая Прописи)  по русскому языку, математике, окружающему миру. Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

УМК «Школа России» состоит из завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253).  УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение (рабочие тетради и дидактические материалы для обучающихся, методические пособия с электронными приложениями для учителя и др.). Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Именно УМК «Школа России»  используется  в МБОУ СОШ №61 при освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО.

Все программно-методическое обеспечение учителя начальных классов адаптируют  под особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР.

Обеспечение условий для организации обучения и взаимодействия специалистов,

их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся

Требования к материально-техническому обеспечению ориентированы не только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в «норме», необходимостью индивидуализации процесса образования обучающихся с ЗПР. Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая, процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля, вовлечённых в процесс образования, родителей (законных представителей) обучающегося с ЗПР.

Информационно-методическое обеспечение реализации АООП НОО для детей  с ЗПР направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Требования к информационно-методическому обеспечению образовательного процесса включают:

1.Необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ЗПР.

2.Характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

3. Получения доступа к информационным ресурсам, различными способами (поиск информации в сети интернет, работа в библиотеке и др.), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.

4. Возможность   размещения материалов и работ в информационной среде образовательной организации (статей, выступлений, дискуссий, результатов проектной деятельности и исследований).

В МБОУ СОШ №61 информационные условия реализации АООП НОО для детей с ЗПР обеспечены за счет:

-  информирования родителей и ходе  реализации АООП НОО  для детей с ЗПР;

- участие педагогов и администрации в форумах и других формах сетевого взаимодействия образовательных сообществ по проблемам  реализации АООП НОО  для детей с ЗПР.


 

 

Приложение 1. План реализации программы коррекционной работы

 

Цель

 

Содержание деятельности

 

Формы и методы работы

 

Сроки

 

Ответственный

Диагностическое направление

Своевременное выявление обучающихся с ОВЗ для создания специальных условий получения образования

Выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями

Стартовая диагностика, обследование

Сентябрь

Специалисты

педагог-психолог

логопед

Направление на ТПМПК

Подготовка необходимой документации

Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия, классный руководитель

Мониторинг динамики развития обучающихся, успешности освоения программы обучения

Анализ результатов деятельности обучающихся, успеваемости

По итогам 1,2 полугодия в рамках шПМПк По четвертям

Специалисты, учителя, ведущие коррекционные занятия Классный руководитель

Проектирование и корректировка коррекционных мероприятий

Анализ результатов обследования

Сентябрь, май и/или по необходимости

Специалисты, учителя

Коррекционно-развивающее направление

Организация мероприятий, способствующих развитию и коррекции эмоционально –личностной сферы, развитию познавательной деятельности и ВПФ, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков устной речи, коррекция нарушений чтения и письма, освоению базового содержания образования

Составление программы сопровождения обучающегося

Программа сопровождения (перечень курсов коррекционно-развивающей области)

Сентябрь

Специалисты, учителя

Разработка групповых и индивидуальных коррекционных программ (курсов коррекционно-развивающей области) в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся

Программы занятий

Сентябрь

Специалисты, учителя

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения

Занятия

В течение учебного года в соответствии с учебным планом (обязательные курсы коррекционно-развивающих занятий)

Специалисты, учителя

Социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах

Занятия, наблюдение

 

Социальный педагог

Консультативное направление

Непрерывность специального сопровождения

Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников образовательных отношений

Ознакомление с рекомендациями по результатам диагностики, обследования

Сентябрь и/или по необходимости

Специалисты, учителя

Консультирование специалистами педагогов по решению проблем в развитии

По запросам

В течение учебного года согласно графику

Специалисты, учителя

Информационно-просветительское направление

 

Разъяснительная деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей)

 

Рассмотрение вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; индивидуально-типологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, ШМО, ПС, сайт, информационные стенды, печатные материалы

 

В течение учебного года по запросам

Специалисты, учителя

 

Психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности

 

Тематические выступления на ШМО, ПС, информационные стенды, сайт, печатные материалы

 

В течение учебного года по запросам

 

Педагог-психолог

 

Психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности

 

Беседы, тематические выступления на родительских собраниях, информационные стенды

 

В течение учебного года по запросам

 

Педагог-психолог

 

 


 

Приложение 2

План внеурочной деятельности

 План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 7.1) разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:

· Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

· СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

· СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);

· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

 План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10 часов в неделю по следующим направлениям:

· спортивно-оздоровительное

· общекультурное

· общеинтеллектуальное

· духовно-нравственное

 · социальное.

Для обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся.

Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА.

 Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и  составляет до 1350 часов за четыре года обучения.

В 1 - 4 классах  в коррекционно-развивающей области выделены часы следующих коррекционных курсов:

· коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими, каллиграфическими навыками;

· коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью коррекции пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной программы;

· логопедические коррекционно-развивающие занятия по развитию графомоторных навыков – 2 часа с целью формирования навыков письменной речи, профилактики дисграфии;

· коррекционно-развивающие занятия с психологом – 2 часа с целью коррекции основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

 

План внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)

Направления внеурочной деятельности*

Название

Количество часов

Всего

1 кл

2кл

3 кл

4 кл

Коррекционно- развивающая область (вариант 7.1)

Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающие занятия по математике

1

1

1

1

4

Логопедические коррекционно- развивающие занятия

2

2

2

2

4

Коррекционно-развивающие занятия с психологом

2

2

2

2

4

Итого

6

6

6

6

24

 

 

*План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 7.1 (кроме коррекционно- развивающей области) соответствуют учебному ООП НОО школы.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"